Интернет-ресурсы

История

История города Воложина и района

Центр Воложинского района Минской области, 75 километров от Минска, 17 километров от железнодорожной станции Воложин на линии Молодечно – Лида, на автостраде Минск – Гродно; 100 километров от Вильнюса. Территория района – 1,9 тыс.кв.км., что составляет 4,8% территории Минской области. Граничит наш район на севере – с Молодечненским, на востоке – с Минским, на юго-востоке – с Дзержинским, на юге – со Столбцовским районами Минской области, на западе и северо-западе – Ивьевским, Ошмянским и Сморгонским районами Гродненской области. Административным центром района является г.Воложин. 38% территории р-на занимают леса. Обитателями наших лесов являются зубры, лоси, пятнистые олени, лисы, волки и другие виды животных. На территории р-на имеются месторождения таких полезных ископаемых, как силикатные и строительные пески, глины, торф. По территории р-на протекают 36 речек и 59 ручьёв, относящихся к бассейну реки Нёман. Наиболее крупная река – Зап.Березина, ширина которой достигает 20-25 метров. На востоке района расположена Минская возвышенность, на севере – предгорья Ошмянской, на юго-западе – Неманская низменность и низины вдоль рек Березина и Ислочь.

С Воложинщиной связаны судьбы многих знаменитых людей: С.Будного, В.И.Дунина-Марцинкевича, М.Грушвицкого, Казимира и Марьяна Здзяховских, П.Битэля, К.Буйло, Хв.Чэрни, Ядвигина Ш., Ст.Уласа, Ф.Рущица, Ф.Дзержинского, М.Фрунзе и др.

Если заглянуть в историю, то можно с полной ответственностью утверждать, что Воложин относится к категории самых старых населенных пунктов Беларуси. Первые письменные упоминания о Воложине встречаются в немецких хрониках в конце 14-го столетия – крестоносцы, проходя через поселение, называли его «Флосшейн» или «Влошин».

Существует несколько легенд происхождения названия “ВОЛОЖИН”. Первая из них повествует, что когда-то очень давно здесь жил молодой парень. Был он очень сильным и добрым. Когда люди к нему обращались с какой-либо просьбой о помощи, например, построить забор, починить крышу дома или вскопать огород, этот парень никогда никому не отказывал. Звали его Янка, а за силу его люди дали ему прозвище – Волат. Когда пришла его пора, Янка-Волат женился на хорошей девушке, построил дом на высоком холме и стал жить-поживать. Он по-прежнему помогал людям, был ко всем добр и безотказен. Люди любили Янку и тоже чем могли помогали ему. Но через некоторое время молодая жена Янки-Волата заболела и, не дожив до годовщины свадьбы, умерла. Почернел Янка от горя, потерял интерес к жизни. Продал свой дом, скотину. Люди, чтобы поддержать его в горе, стали чаще звать его к себе, якобы для того, чтобы он помогал им. Но ненадолго Янка пережил свою супругу и вскоре тоже умер. Через некоторое время люди заметили, что травы, собранные на холме, где раньше жил Янка, помогали от разных болезней, и, вообще, место это было каким-то счастливым, удачным. А когда кто-то спрашивал людей с этой местности откуда они, все отвечали, что живут они там, где раньше “Волат жил”. Сочетание этих слов со временем трансформировалось и получилось название нашего города – ВОЛОЖИН.

Вторая версия происхождения названия города состоит в том, что в древние времена перегонщики волов всегда останавливались в этом месте на привал. Здесь текла река, и волы пили из неё воду и отдыхали. А когда нужно было гнать волов дальше, перегонщики кричали на них: “Волы, жень! Волы, жень!” Слово “жень” означало “идти”. Эти слова со временем стали произноситься как ВОЛОЖИН.

Со второй половины 13-го столетия земли Воложинщины, которые раньше подчинялись удельным западнорусским княжествам, входят в состав новой конфедеративной державы – Великого княжества Литовского. Почти 500 лет история региона неразрывно связана с этой державой. В 1793 году Воложинщина была присоединена к Российской империи.

В 1413 году, согласно Городельской унии, территория в границах современного района вошла в состав Виленского воеводства. Со второй половины 16-го века восточная и южная части этой территории отходят к образованным в то время Минскому повету и воеводству. Волости, которые остались в Виленском воеводстве, были отнесены к Ошмянскому повету. Такое территориально-административное деление сохранялось до конца 18-го века.

Верховным владельцем земель на территории Великого княжества Литовского выступал великий князь. Начиная с 15-го века, на землях Воложинщины формируется и частная форма землевладения. Так, в 1407 году великий литовский князь Витовт выдает привилей (законодательный акт) на владение Воложином старосте виленскому Войцеху Манивидовичу.

С 1507 года Воложин вошёл в состав Новогрудского воеводства Великого княжества Литовского. С 1567 года городом владел Н.Радзивилл, с 1614 года – Слушки, которые основали здесь бернардинский монастырь и при нём школу (1681). С 1683 года существовало православное братство. С 1793 года – в составе Российской империи, в Ошмянском уезде Виленской губернии. С конца 18-го века Воложин вновь принадлежал Радзивиллам, позже – Понятовским (1721), затем – Чарторийским (1738).

В 1803 году город Воложин покупает Вильнюсский староста граф Юзаф Тышкевич у князя Адама Чарторийского. Граф Тышкевич перестроил в центре города в 1803-1806 годах дворцово-парковый ансамбль с большой оранжереей (архитектор А.Косаковский), а в 1816 году – костёл святого Юзафа. Первое здание костёла было построено из дерева в 1500 году, но его полностью уничтожил пожар. А в 1805 году был заложен первый камень в здание нового костёла, выстроенного к 1816 году в стиле классицизма.

В первой половине 19-го века местечко Воложин известен как центр торговли животным и сельскохозяйственным сырьём. Наибольшее развитие получили мукомольное производство, различные ремёсла, в том числе домашнее изготовление тканей, одежды, обуви, посуды, хозяйственного инвентаря. Работал лесопильный завод.

В 1806-1892 годах здесь действовало высшее религиозное еврейское учебное заведение (ешибот), где учились более 400 студентов из России, Англии, Сирии, США, Израиля, Австралии и других стран мира. 37 выпускников ешибота в разное время и в разных странах занимали пост главного раввина.

В середине 1860-х годов в городе Воложине насчитывалось 183 дома, более 2,5 тысяч жителей. В 1865 году большой пожар уничтожил в городе больше 100 строений.

В 1866 году построена православная церковь равноапостольных Константина и Елены в стиле деревянного зодчества, на то время это был один из самых больших деревянных храмов. В 1870 году в Воложине открыто трёхлетнее народное училище. В конце 19-го века открыты ещё два. В 1897 году в Воложине 4533 жителя, почти 90% из них – евреи.

В феврале–декабре 1918 года был оккупирован немецкими войсками. В октябре 1918 года крестьяне окрестных деревень под руководством большевиков подняли восстание, напали на немецкий отряд в поместье Шаповалы, обезоружили его и пошли на Воложин, где размещалась немецкая комендатура. На митинге в Воложине был избран ревком во главе с М.В.Радыно. Через неделю восстание было подавлено германскими войсками.

Согласно Рижскому мирному договору, с 1921 года по сентябрь 1939 года Воложин и Воложинский район находились в составе Польши, в районе деревни Раков проходила советско-польская граница. В сентябре 1939 года Красная Армия перешла польскую границу, и с 17 сентября все земли Воложинщины вошли в состав БССР, а с 15 января 1940 года город Воложин – центр Воложинского района Барановичской области.

Великая Отечественная война началась для жителей Воложина 25 июня 1941 года. В годы войны район стал партизанским краем. В лесах Воложинщины действовали партизанские бригады: имени Фрунзе, имени Чкалова, имени Щорса, «За Советскую Беларусь» и другие. Здесь размещалось руководство партизанского движения Барановичской области, Воложинский и Ивенецкий подпольные райкомы партии и комсомола. 26 июня 1941 года немцы оккупировали всю территорию района и установили жёсткий режим, так называемый «новый порядок». Под страхом смертной казни они ввели непомерные натуральные и денежные налоги, тяжёлые принудительные работы. В Воложине, Ракове, Вишнево, Забрезье и Ивенце были созданы местные концентрационные лагеря смерти (еврейские гетто), где зверски были уничтожены шесть тысяч советских граждан. Только в самом Воложине в четырёх местах гитлеровцы организовали массовые уничтожения людей разных национальностей: евреев, белорусов, поляков, русских. На Поповке, около подножия горы Высокой, было расстреляно около тысячи человек, на городском стадионе – больше ста человек, на «зелёном плацу» и еврейском кладбище – более трёхсот мирных жителей и семей военнослужащих 168-го стрелкового полка.

В годы войны в районе уничтожено больше 8 тысяч мирных жителей, около 2 тысяч вывезено на каторжные работы в Германию, сожжены 64 деревни.

После освобождения была изменена административная принадлежность Воложина и района, которые с 20 сентября 1944 года вошли в состав Молодечненской области. С 1 января 1963 года Воложинский район был ликвидирован и вошёл в состав Молодечненского района. 15 января 1965 года по решению Президиума Верховного Совета БССР Воложинский район в числе других 23 районов был восстановлен.

Современный Воложин – административный, хозяйственный, культурный центр одноимённого района с хорошо развитой инфраструктурой. Промышленные предприятия выпускают хлеб и хлебобулочные, кондитерские, колбасные изделия, молочную продукцию, пиво, блоки оконные и дверные, пиломатериалы, мебель кухонную и мягкую, керамические изделия, льноволокно.

В городе имеется гостиница, расположенная по улице Комсомольской,12 (тел.8-0177255367). Ресторан «Ислочь», расположенный по ул.Комсомольской,4 (тел. 8-0177255981). Кафе «Першаи» (ул.Советская, 10; тел. 8-0177255235). Кинотеатр «Юность» (ул.Белорусская,4; тел. 8-0177255669). Районный центр культуры (пл.Свободы,3; тел. 8-0177255834).

В районе насчитывается 145 памятников истории и культуры. Важнейшие из них – бывшая резиденция Тышкевичей, построенная в историческом центре в 1788-1806 годах в стиле классицизма; костёл святого Юзафа (1803-1816).

г/п Ивенец

Поселение Ивенец возникло на рубеже 13-го – 14-го столетий. Оно не было крепостью, не лежало на больших военных дорогах. В «Энциклопедическом словаре», выданном в 1904 году, сказано, что Ивенец в 14-м веке был отдан в дар Великим князем Литовским Витовтом своему племяннику Андрею Владимировичу Сологубу, что говорит о том, что посёлок был не маленьким.

В конце 14-го столетия Ивенец входил в состав Минского княжества и был собственностью Давойнов, а в 1702 году – собственностью Минского стольника Теодора Ваньковича. Он подарил ивенецким монахам часть своих земельных владений и в 1702 году выдал фундуш (денежное пожертвование) на строительство монастыря в местечке. Возведением монастыря и костёла руководил монах Анжэльм Чахович. Монастырский костёл (теперь он называется Белым) – памятник архитектуры барокко конца 17-го – начала 18-го столетия отличается стройностью композиций, чистотой линий, богатым декоративным убранством.

Потом Ивенец перешёл в руки Сологубов, которые построили новый каменный костёл (через 100 лет храм сгорел). После Сологубов – на длительное время к роду Плевако.

Последним владельцем Ивенца на протяжении почти двадцати лет 20-го века был Драгунцев.

У 1886 году в Ивенце насчитывались две еврейские школы, богодельня, 17 гончарных заводов (естественно, примитивных, скорее даже мастерских), мельница, постоялый двор, 35 лавок (маленьких частных магазинов), большинство которых принадлежало евреям, недалеко были пивоваренный, винокуренный, известковый заводы.

В 1869 году в Ивенце было открыто народное училище.В нём обучались 75 мальчиков. В 1902-1913 годах действовало ещё и городское четырёхклассное училище для детей богатых вельмож. В 1909 году по ходатайству влиятельных мещан открылось начальное училище, программа которого была рассчитана на 4 класса гимназии. Здесь только не изучали иностранных языков. Существовала в Ивенце и так названная еврейская школа, где на частные средства учились дети богатых родителей. Школа размещалась в частном доме, не имела очерченной программы.

Была в Ивенце небольшая больница с амбулаторией товарищества Красного Креста, один врач, три фельдшера и несколько санитарок. Такой медперсонал не мог оказать людям требуемую помощь.

Во время национально-освободительного восстания под предводительством композитора-патриота Михала Клеофаса Огинского отряд повстанцев двигался из Ошмян через Вишнево и Воложин на Минск и дошёл до Ивенца. Но тут он узнал, что Минск очень хорошо укреплён, и решил отступить. Местные крестьяне давали Огинскому телеги для обоза.

Не обошли Ивенец исторические события Отечественной войны 1812 года. Здесь мужественно воевали с противником верные сыновья России под командованием генерала Дорохова, но под натиском превосходящих сил противника вынуждены были отступить.

В 1905 – 1907 годах в Ивенце был построен на католическом кладбище костёл (красный), который сохранился и в настоящее время.

В 19-ом столетии Ивенец населяли католики (поляки), евреи и в значительно меньшем количестве белорусы и русские.

Во время империалистической войны Ивенец стал прифронтовым посёлком. Здесь находился штаб 10-й армии. В это время по решению Московского комитета партии на Западный фронт приезжает выдающийся деятель Ленинской партии М.В.Фрунзе. Всю весну и часть лета 1916 года он прожил в Ивенце в доме А.Ф.Пупко. Помогал Фрунзе в революционной работе и сам хозяин дома.

По Рижскому договору 1921 года Ивенец входил в состав Польши, был приграничным посёлком. В 1921 году в местечке была открыта семилетняя школа с польским языком обучения.

После освобождения Западной Беларуси из-под белопольской власти в Ивенце было создано временное управление, которым руководил коммунист Ряжинский, и отряд Рабочей и Крестьянской гвардии. Управление в короткий срок установило новый порядок, организовало обеспечение населения товарами первой необходимости.

По решению 5-й Чрезвычайной сессии Верховного Совета СССР, которая состоялась в ноябре 1939 года, Беларусь вошла в состав Советской Республики. В Ивенце произошли огромные перемены. Начали работать райпромкомбинат, гончарный завод, лесозавод и другие предприятия. Появились школа, библиотека, больница.

В январе 1940 года создан Ивенецкий район с административным центром в Ивенце. Начали издаваться районная газета и газета при политическом отделе МТС. 15 декабря 1940 года был избран районный и сельские Советы депутатов трудящихся.

Буквально через несколько дней после вероломного нападения Германии на СССР Ивенец очутился под оккупацией фашистов. В апреле 1943 года было образовано Ивенецкое партизанское соединение. Командовал им первый секретарь Ивенецкого межрайонного комитета КП(б)Б Я.А.Сидорок (Дубов). В соединении насчитывалось 4,5 тысячи партизан. 18 июня 1943 года был разгромлен вражеский гарнизон в Ивенце при самом активном участии Казимира Дзержинского – родного брата Ф.Э.Дзержинского – и его жены Люции.

Сразу после освобождения Ивенца партийная организация мобилизовала рабочих на восстановительные работы. Семилетняя школа была преобразована в среднюю, и уже в 1947 году девять выпускников получили аттестат о среднем образовании. В 1957 году школе было присвоено звание Ф.Э.Дзержинского, а через двенадцать лет вступило в строй новое здание школы на 960 ученических мест. В 1959 году открыта музыкальная школа. С 1957 года посёлок подключён к государственной линии электрообеспечения.

Развивается промышленность Ивенца. Одним из наиболее крупных предприятий можно назвать кондитерскую фабрику, работают также деревообрабатывающий комбинат, фабрика художественной керамики и вышивки. На северо-восточной окраине посёлка расположен Ивенецкий племенной птицезавод.

Ивенец является узлом шоссейных дорог, которые обеспечивают внешние связи городского посёлка. Автобусными маршрутами он связан с Минском, Молодечно, Столбцами, Воложином и многими деревнями.

Одно из наиважнейших мест в культурной жизни посёлка занимает музей Ф.Э.Дзержинского, который был открыт 11 сентября 1957 года. Здесь собраны фотографии, многие вещи, фотокопии документов, произведения искусства, графики и скульптуры, которые рассказывают о славных делах, жизни и революционной деятельности соратника В.И.Ленина (ул.Музейная, 2; тел. 8-0177253541).

В городском посёлке Ивенец имеется гостиница (ул.Музейная,8; тел. 8-0177253534), ресторан (пл.Свободы; тел. 8-0177253437), дом культуры (ул.Пионерская, 5; тел. 8-0177253307). При Ивенецком ГПДК созданы: образцовый театр кукол «Вандроўка», народный агитационно-хореографический коллектив «Журавінка».

Памятники архитектуры, истории и культуры:
костёл Святого Михаила и монастырь францисканцев. Построен в 1702 – 1705гг. из кирпича под руководством местного мастера А.Чаховича. Памятник архитектуры барокко;
костёл Святого Алексея. Построен в 1905-1907 годах в стиле неоготики;
Свято-Евфросиниевская церковь в неовизантийском стиле. Строится с 1997 года;
Памятник Ф.Э.Дзержинскому, созданный в 1953 году белорусским скульптором, народным художником БССР Заиром Азгуром.

Богданово

Прежде неподалёку от села Богданово на пригорке стояла усадьба Богданов, в которой в 1870 году родился Фердинанд Рущиц – знаменитый художник-пейзажист, график, театральный декоратор, педагог, оставивший глубокий след в искусстве Беларуси и Польши.

Основанное в 16-м веке Богданом Сапегой имение Богданов в 1839 году приобрёл адвокат Фердинанд Рущиц – дед будущего живописца.Малоуютный двухэтажный каменный дом размещал в себе большую библиотеку, архив, собрание картин и скульптур, а также мастерскую художника. Однако жили Рущицы главным образом в деревянном флигеле, вокруг которого росли кусты сирени и роз.

Усадьба сгорела в 1944 году. До наших дней дожили лишь фундаменты господского дома, подземелья подвалов, ручеёк да старые деревья.

Здесь же и завершился земной путь Фердинанда Рущица. Похоронили его на окраине села Богданово на скромном сельском кладбище рядом с его предками.

В сентябре 2000-го года в бывшем имении Богданов проводился Международный пленэр, посвящённый 130-летию со дня рождения Ф.Рущица. В нём участвовали потомки мастера, приехавшие из Варшавы, а также известные белорусские художники.

К сожалению, белорусские музеи не могут похвастаться картинами Ф.Рущица. В Национальном художественном музее Беларуси есть лишь один его пейзаж «У костёла», запечатлевший деревянный богдановский костёл, на месте которого сейчас стоит сложенная из белого кирпича святыня.

Памятники архитектуры, истории и культуры:
могила художника, графика, театрального декоратора и педагога Фердинанда Рущица, ученика художников И.Шишкина и А.Куинджи.

Вишнево

Вишнево – это деревня в Воложинском районе, расположенная на левом берегу реки Гольшанка. В «Географическом словаре», том 13, страница 623, выданном на польском языке в 1893 году коллективом известных учёных, говорится, что в Вишнево (тогда деревня называлась Вишнев) в 1424 году был построен костёл. Отсюда вывод – местечко Вишнево в это время уже существовало.В 14-ом веке территория, на которой располагалось Вишнево, входила в состав Кревского княжества и считалась собственностью великого князя Ольгерда, сына основателя города Вильно, князя Гедимина.

После Гедговдов, которые, видимо, получили Вишневщину от Ольгерда или его сына Ягайло, в 15-м веке Вишнево становится собственностью богатых землевладельцев Здыгултовичей, а позже разными способами (перепродажа, свадебный подарок и т.д.) им правят по очереди Слушки, потом Осики, Сангушки, Пацы.

В 1600-м году Вишнево с окрестностями купил у Пацев владелец имущества Щорсы (на Новогрудчине) Адам Храптович. С этого времени начинается царствование над Вишневом Литаворов-Храптовичей, которые постепенно стали прибирать к рукам новые деревни и хутора и присоединять их к центру. Это царствование продолжалось более 300 лет, и поэтому дальнейшая история местечка тесно связана с деятельностью и историей рода графа Храптовича.

В 1617 году граф купил у татарина Богдана Фурсовича имение Березина, в 1624 году – за 2000 злотых у Кшиштофа Радзивилла деревню Гончары, а у известного сторонника кальвинизма и политического деятеля Яна Воляна – имение Валянов (современное Аляново). В 1620 году было куплено вместе с окружающими деревнями имение Славенск.

В 1637–1641 годах по приказу Юрия Храптовича на месте деревянного костёла был построен каменный, а позже помещики одаривали его землями и крепостными крестьянами.

В «Литовской энциклопедии» отмечено, что уже в 16-м столетии Вишнево было центром костёльной администрации (деканат), в который входило 12 соседних парафий (костёльных общин).

Во второй половине 18-го века жизнь в Вишнево коренным образом меняется. Это обусловлено общей на то время в стране тенденцией к индустриализации и связано с именем Иохима Храптовича (1729-1812). Это был государственный деятель, депутат сейма от Новогрудского воеводства, философ и поэт, участник восстания Т.Костюшки, инициатор и член так называемой Образовательной Комиссии.

За время правления И.Храптовича Вишнево стало не только религиозным, административным, культурным, но и промышленным центром. В 1778 году здесь начал работать первый на территории бывшего Великого княжества Литовского железо-литейный завод, а за ним и завод стеклянных изделий с большой печью. Кроме этого, в Вишнево начал работать спиртзавод, кирпично-гончарный завод, ткачество сукна и, оборудованная самыми современными в то время механизмами водяная мельница, в которой мололи зерно, производили крупу, мололи муку и валяли сукно. В тот период Вишнево стало и торговым центром: каждую среду здесь проходили торги, а дважды в год – большие ярмарки.

В 1775 году в Вишнево по приказу И.Храптовича начала действовать светская школа, которая подчинялась Образовательной Комиссии.

В то время Вишнево в административном порядке входило в Ошмянский повет Виленского воеводства. Местечко было центром гмины, в которую входило 7 округ.

В 1794 году, во время восстания под предводительством Т.Костюшко, через местечко с Ошмян на Воложин проходил отряд повстанцев под командованием известного композитора-патриота М.К.Огинского. Но поход не удался. Недалеко от деревни Вишнево отряд Огинского попал в засаду, а сам он чудом избежал плена.

В 1864 году была построена православная церковь, которая должна была стать для округи опорой православия и верноподданичества царю и его администрации. Была организована церковно-приходская школа, которая со временем была переименована в народное училище.

Кроме этого, в Вишнево существовала религиозное училище для детей еврейской части населения местечка – ешибот.

В 1868 году закончил своё существование железо-литейный завод по причине своей нерентабельности.

В конце 19-го – начале 20-го столетия в местечке Вишнево на средства разных предпринимателей было построено много маленьких мастерских и несколько небольших заводов - спичечная фабрика, пивзавод, мастерская по производству безалкогольных напитков, несколько хлебопекарен, кузни, столярни, швейные мастерские и другие. Кроме того, существовало много частных магазинчиков.

В 1915 – 1918 годах через местечко Вишнево проходила укреплённая немецкая линия обороны. Жители деревни были выселены, местечко сожжено и ликвидировано артиллерией до последнего дома, на огородах и в поле появились окопы и железобетонные убежища, останки которых сохранились и до наших дней. С тех времён сохранились и немецкие кладбища (недалеко от деревень Десятники, Лютошь, Борок).

После первой мировой войны Вишнево, как и вся Западная Беларусь, очутилась под Польшей. Люди вернулись на пепелище и за 20-е годы в основном отстроились. Вишнево отродилось и опять стало тесным, густонаселённым деревянным местечком с множеством магазинчиков и мастерских.

На 1 сентября 1939 года Вишнево было центром гмины (волости), здесь действовали три религиозных учреждения: римско-католический костёл, православная церковь и еврейская синагога; были две школы – польская семилетка и еврейская (ешибот), работало почтово-телеграфное отделение.

Во время Великой Отечественной войны на протяжении всей оккупации в Вишнево стоял немецкий гарнизон, который неоднократно должен был отбиваться от атак партизан, которые хозяйничали в окрестных лесах и прилесных деревнях. Гитлеровцы жестоко расправлялись с теми, кого подозревали в связи с партизанами.

К памятникам старины в Вишнево можно отнести костёл (ему больше трёхсот лет), церковь (около 200 лет), блиндажи (доты) со времён первой мировой войны и особенно останки давнейших заводских цехов, сложенных из больших камней.

В деревне Вишнево имеется сельский дом культуры (тел.8-0177244448) и детская музыкальная школа (тел.8-0177244420).

Памятники архитектуры, истории и культуры:
костёл Наисвятейшей Девы Марии, построенный в 1637-1641гг. с элементами стилей ренессанса, барокко, рококои достроенный 2-шпилевым главным фасадом. Костёл расписан Фердинандом Рущицем;
церковь святых бессребреников Космы и Домиана, построенная в 1865 году в псевдорусском стиле;
на местном кладбище похоронены поэты К.Буйло и П.Битель.

Выгоничи

«…Судьба была довольно благосклонна, выбрав мне квартиру у одного небогатого, но прекрасного человека. Любезное семейство, книги на всех языках,… фортепиано, умные и здравые рассуждения отца, доброе расположение матери, компания дочерей, ещё более милых, нежели прекрасных, - всё это обещает мне сносную зиму… Сказать правду, в младшую сестру можно было бы закохаться от нечего делать. Но к несчастию, они обе уже невесты в полном смысле слова», - так писал 22 ноября 1821 года своим родственникам в Петербург 24-летний драгунский поручик Александр Бестужев, поставив в начале письма адрес: «Литва. Деревня Выгоничи в 40 верстах от Минска». Как же попал сюда будущий декабрист?

После парада войск под Бешенковичами император Александр I оставил гвардейский корпус, в котором служил Бестужев, на зимних квартирах в западных губерниях. И волею судьбы молодой офицер оказался гостем выгоничского помещика Феликса Францевича Войдзевича. Письма Бестужева из Выгоничей говорят о его действительно дружеских отношениях с семейством Войдзевичей, а в младшую дочь Цецилию он, по его собственному признанию, «был влюблён донельзя».

Вместе с Войдзевичами Бестужев встречал новый 1822 год в Минске. Вскоре после этого Феликс Францевич с женой и дочерьми направился в Петербург – у него были дела в сенате. В письме к родным Бестужев просил наилучшим образом принять его белорусских друзей и показать им редкости Питера. В 1823 году он прислал в Выгоничи первую книгу альманаха «Полярная звезда», выпущенную вместе с Кондратием Рылеевым. На обложке он написал, хоть и не без ошибок, по-польски: «Пану Войдзевичу в знак симпатии от Бестужева».

В Выгоничах сохранились лишь следы старой усадьбы – господский дом сгорел в 1943 году. В память об Александре Бестужеве, который отразил белорусскую природу и народный быт в своём очерке «Вечер на Кавказских водах в 1824 году», к 150-летию со дня смерти писателя, в 1987 году на месте бывшей усадьбы Войдзевичей был установлен мемориальный знак.

Памятники архитектуры, истории и культуры:
мемориальный знак в честь российского декабриста Александра Бестужева-Марлинского, который провёл зиму 1823 года у местного помещика Войдзевича.

Доры

Всё дальше уходят от нас те дни, когда «хозяйничали» на нашей земле немецкие нелюди. Сколько горя, смертей оставили они! Во время карательной операции «Герман» они уничтожали на земле Беларуси мирных жителей, целые деревни. Так случилось и в Дорах.

Фашисты приехали в деревню, их было очень много. В первый день было тихо, люди успокоились, думали, что обойдёт их несчастье стороной.

Всё началось назавтра. Вечером 22 июля 1943 года фашистские прихвостни стали сгонять старых и малых в церковь. Запылали дома. Более здоровых и молодых людей отобрали для угона в Германию на принудительные работы, а остальные пошли к тому месту, где им когда-то давали имя, где венчались и отпевали умерших. Женщин, детей и стариков закрыли в церкви. Никто и подумать не мог, что поднимется рука человека в этом священном храме сотворить такое: сжечь заживо людей. Крики и плач не остановили издевательств и убийств. Фашисты дали несколько очередей по людской толпе и подожгли церковь. Под перезвон колоколов, как свечка, вспыхнул храм вместе с людьми. Из этого пожарища чудом спаслись только три человека. Они ушли в лес к партизанам.

А уже через несколько дней на столе руководителя «власти доверия» появится докладная записка о том, что «проведена очистка от партизан территории Воложинского повета». Больно и горько осознавать, что помогал карателям в этой операции и наш земляк, уроженец этих мест, руководитель частей самообороны некий Фёдор Кушель, который потом нашёл своё пристанище в США.

Теперь на том месте, где стояла церковь, располагается мемориальный комплекс, который благодарные земляки возвели в память о той страшной войне. Его авторы скульптор Николай Иванович Кондратьев, архитекторы Ольга Борисовна Владыкина и Станислав Иванович Федченко постарались, чтобы удачно вписались скульптуры и малые архитектурные формы в рельеф местности, и чтобы всё здесь напоминало о страшной трагедии. Как напоминание о войне, как предупреждение о ней, пусть же вечно стоит на земле воложинской этот мемориальный комплекс – творение разума и рук человеческих.

В деревне Доры в настоящее время имеется сельский дом культуры (тел.8-0177233173), детская школа искусств (тел. 8-0177233674).

Памятники архитектуры, истории и культуры:
захоронение и мемориальный комплекс «Погибших ждут вечно» в память о 257 мирных жителях, заживо сожжённых немецко-фашистскими оккупантами в местной церкви 23.07.1943г. Мемориальный комплекс построен в 1991г.

Лоск

История деревни Лоск берёт своё начало с глубокой древности. Лоское замчище – это засыпанная гора с круглой площадкой на вершине. Ему не менее шестисот лет. Уже в первых письменных криницах, которые относятся к 14-му веку, о Лоске говорится как об известном, хорошо укреплённом поселении. А со второй половины 15-го столетия, как отмечают историки, Лоскую возвышенность уже венчала корона зубчатых стен.

С 1494 года Лоским замком владеют Кишки. Сначала Пётра Кишка – полоцкий воевода, а после его брат Ян Кишка, каштолян Виленский, не менее известный в пределах Литвы и Беларуси как сторонник и пропагандист реформации.

Чеслав Янковский в книге «Повет Ошмянский», изданной в 1897 году, писал, что Ян Кишка являлся главой литовский бояр, имел 400 имений и 70 местечек. Министром у него был Сымон Будны, белорусский просветитель и философ.

Это здесь, за надёжными стенами Лоского замка, в стороне от далёких городов, Ян Кишка в 1570 году основал типографию с одной целью – печатать книги реформистского содержания, которые критиковали каноны и догмы официальной церкви. Она просуществовала до конца 16-го столетия, издавались книги Сымона Будного и других просветителей того времени. Его труды – свидетельство смелых взглядов на религию, находили немало сторонников, а со стороны католического духовенства – непримиримых врагов. Эти книги ещё при жизни автора уничтожались и в настоящее время являются музейной редкостью, но несколько экземпляров с пометками «издано в Лоске» и сегодня можно найти в известных библиотеках мира.

Как отмечается в Белорусской Советской Энциклопедии, Сымон Будны был белорусским гуманистом, реформационным деятелем и просветителем, философом, социологом и историком. Вместе с ним в Лоске издавал свои произведения мыслитель-гуманист, писатель и поэт Литиний Намысловский.

В Лоске Сымон Будны напечатал свой перевод Нового Завета, дополнив предисловием. В 1574 здесь изданы его произведения «О двух сутях Христа», «Против крещения детей», «Короткое доказательство, что Христос не является таким же Богом, как отец» и другие. После того, как в 1582 году на соборе в Лукловицах духовенство под угрозой сурового наказания окончательно запретило Будному заниматься пропагандой реформистских идей, известия об его деятельности обрываются. Есть мнение, что и последние годы своей жизни Сымон Будны провёл в Лоске и умер здесь в конце 16-го столетия.

В 1639 году Лоск был подарен Виленскому кафедральному костёлу.

Во время Отечественной войны 1812 года французы сожгли деревню.

Не обошли Лоск стороной события Великой Октябрьской Социалистической революции, время белопольской оккупации.

Во время второй мировой войны деревня была вновь сожжена. Фронт проходил всего в 10км от Лоска – в деревне Крево.

В 1949 году крестьяне объединились в колхоз, который с течением времени стал одним из лучших в районе. Здесь жила одна из первых женщин в Воложинском районе, которая получила высокое и почётное звание Героя Социалистического Труда – Елизавета Трофимовна Володкевич.

На территории деревни Лоск есть средняя школа (тел.8-0177234719), дом культуры (тел.8-0177234748), библиотека (тел. 8-0177234625).

Памятники архитектуры, истории и культуры:
мемориальная доска и школьный музей в честь Сымона Будного и типографии 16-го века;
городище. Высота над окружающей местностью 10-15м.

Лютинка

Деревня Лютинка стоит при дороге Першаи – Падневичи. Здесь в 1840 году приобрёл небольшой фольварок помещик Винцент Марцинкевич. Ему тогда было 32 года. Вскоре это место стало известно многим представителям демократической интеллигенции, в том числе и таким выдающимся деятелям белорусской и польской культуры, как поэт Владислав Сырокомля, композитор Станислав Монюшко, скрипач и композитор Константин Кржижановский…

Винцент Дунин-Марцинкевич был натурой разносторонне одарённой, человеком широкой, доброй души, верным другом, и, кроме того, непревзойдённым импровизатором и шутником.Поэтому в его небогатом доме всегда было много гостей. Сюда нередко торопились ещё и потому, что было получено приглашение на спектакль театра Дунина-Марцинкевича, на просмотр очередного написанного в стихах сатирического водевиля или на премьеру оперы, автором текстов которых значился сам Винцент Марцинкевич. Исполнителями и музыкантами бывали его дочери Камилла и Цезарина, сын Мирослав, приезжие гости, а временами и дети – ученики частной школки, которую содержали Марцинкевичи. Учеником этой школки был и Антон Левицкий – впоследствии известный писатель, публицист, писавший под псевдонимом Ядвигин Ш.

Сам песняр в оставленном им литературном наследии только однажды упомянул Лютинку, назвав один из своих исторических рассказов «Люцінка, або Шведы на Літве». Но именно Лютинка, где он прожил 44 года, стала колыбелью его творческих замыслов, местом рождения большинства его произведений. В память об этом в 1986 году здесь была открыта стела с барельефом Дунина-Марцинкевича.

Теперь от былой Лютинки осталось немногое: цементные ступеньки, что некогда спускались вниз от крыльца усадьбы, да прикрытый землёй фундамент дома писателя. Вскоре после его смерти дом этот («дамок мой любы», как именовал его сам хозяин) сгорел. Зато есть тут ещё один своеобразный «памятник» - лысый пень от старой липы, «уласнаю пасаджаны рукою». По преданию, под этой липой была создана вскоре после «мятежа» 1863 года «Пінская шляхта» - вершина белорусской драматургии 19-го века.

Похоронили Дунина-Марцинкевича в 1884 году неподалёку от Лютинки на кладбище в деревне Тупальщина. Ныне это кладбище похоже на парк. На взгорке стоит сложенная из бутового камня каплица-усыпальница – в ней отпевали «дудара беларускага». Рядом с могилой Дунина-Марцинкевича, на которой установлен его бронзовый бюст, находятся захоронения его второй жены Марии Павловны, урождённой Грушевской, и младшей дочери Цезарины. Тишина, покой и умиротворение царят на скромном придорожном погосте…

Памятники архитектуры, истории и культуры:
памятник с барельефом В.Дунина-Марцинкевича на месте дома, где он жил с 1840 по 1884 год.

Раков

Поселение на месте современного Ракова существовало уже в глубокой древности. Об этом свидетельствует городище «Валы» на берегу Ислочи. В 16-ом столетии древнее укрепление использовали для построения феодального замка. Он упоминается на известной карте Великого княжества Литовского, которая была составлена Томашем Маковским в 1613 году.

Впервые Раков упоминается в документах 15-го века. В 1465 году Казимир Ягелон подарил Раков с окрестностями канцлеру Великого княжества Литовского Михаилу Кяжгайле. Кяжгайлы владели раковскими землями почти сто лет. Лишь в середине 16-го века Раков по наследству достался Завишам. В 17-ом веке Раковом владели Сангушки, при которых были построены доминиканский и базыльянский монастыри, деревянный костёл.

Первый каменный костёл был возведён в Ракове в 1793 году. После восстания К.Калиновского 1863-1864гг. он был переделан в православную церковь. Он сохранился до настоящего времени. Чтобы переделать костёл в церковь, с его фасада снесли вежи и надстроили купол. Но окончательно уничтожить первоначальные приметы стиля барокко не получилось.

Ещё одна монументальная постройка Ракова – костёл Матери Божьей Розария и Святого Духа. Костёл был построен на месте старого деревянного в 1904 году на пожертвования местных богатеев Булгаков, Здзеховских, Друцких-Любецких и всего окрестного населения. Стойкий жёлтый кирпич доставляли из Литвы до Воложина по железной дороге, а оттуда до Ракова – телегами.

Костёл построен в распространённом на границе 19–20-го веков неоготическом стиле. Стройные вежи костёла, узкие спичастые окна, контрфорсы, круглое окно – «роза» над входом как будто бы возвращают нас во времена средневековья. Здесь сохранился древний, недавно отреставрированный образ Святого Казимира Ягелона.

По некоторым данным, в конце 18-го столетия Раков принадлежал Огинским.Это было время раздела Речи Посполитой и присоединения Беларуси к Российской империи. Известный композитор Михал Клеофас Огинский принимал участие в восстании за независимость, и, возможно, именно поэтому Раков был конфискован и передан царскому генералу Салтыкову. У него местечко Раков приобрели Здзеховские, которые оставались владельцами этих мест почти полтора столетия – с 1804 по 1939 годы.

При Здзеховских Раков расцвёл. С 1843 здесь действовали мануфактуры, которые производили сельскохозяйственные машины. Славился Раков и своей керамикой. В 1880 году здесь действовали шестнадцать гончарных мастерских. Каждую неделю здесь проходил базар.

Раков имел Магдебургское право, хотя, наверняка ограниченное. В местечке были две водяные мельницы, лесопильный завод, кирпичный завод. В конце 19-го века существовало почтово-телеграфное отделение (останки старой почты сохранились и до настоящего времени).

В 1915 году местный мещанин Невах-Гирша Хаимов Позняк организовал пассажирские автомобильные перевозки между Раковом и Заславлем. В 1850 году Здзеховские построили пивной завод в деревне Поморщина, которая теперь уже практически слилась с деревней Раков.

После Рижского мирного договора 1921 года Раков очутился на польской стороне, около самой границы. И неудивительно, что местечко стало одним из контрабандистских центров. Из Польши в Советский Союз нелегально поставляли мануфактуру и спирт, а из СССР в Польшу – золото и меха.

В Ракове с 16-го столетия существовала еврейская община. В 19-ом веке евреи составляли половину почти трёхтысячного населения Ракова. Здесь были синагога, три еврейских молитвенных дома, хедар – религиозная школа для мальчиков.

Летом 1944-го года от немецко-фашистских захватчиков Раков освобождали воины 31-й танковой бригады, 108-го истребительного противотанкового полка, 121-го кавалерийского полка, партизаны.

В настоящее время в деревне Раков имеются: сельский дом культуры (тел. 8-0177252229), при котором действует народный фольклорный коллектив «Гасцінец», средняя школа (тел.8-0177252238), библиотека (тел.8-0177252305), частные музеи Ф.И.Янушкевича и В.П.Рагойши.

Памятники архитектуры, истории и культуры:
церковь Преображения Господня, построенная в 1793 году из кирпича. Пример архитектуры переходного периода от барокко к классицизму;
костёл святого Доминика, построенный в 1906 году в стиле неоготики;
могила на католическом кладбище белорусско-польского композитора Михаила Грушвицкого, родившегося 29 ноября 1828 года в дер.Выгоничи.

Першаи

Там, где начинается Налибокская пуща, в живописной холмистой местности между небольшими речками Першайкой с правой стороны и Малиновкой – с левой, расположена деревня Першаи – центр сельского Совета и колхоза имени Карла Маркса.

В 16-ом веке Першаи были довольно большим поселением. Об этом говорит тот факт, что здесь приблизительно в 1600 году построен костёл. Его построил Юрий Радзивил, кардинал, епископ Виленский, а затем Тышкевичи его перестроили и дали ему имя Святого Юрия.

До 1790 года Першаи принадлежали епископам Виленским. В 1790 году царица Екатерина подарила Першаи придворному врачу Розерсану. С 1795 года и до объединения Западной Беларуси с БССР местечко было собственностью графа Тышкевича.

Граф и его семья жили в Варшаве. Сюда, в Першаи, они приезжали отдыхать во дворце Вялом на берегу реки Ислочь. Руины этого дворца сохранились и сейчас.

В начале 1919 года на Беларусь начала наступление Польша. Жители Першаи, как и весь народ Западной Беларуси, на протяжении почти 20 лет находились под эксплуатацией помещиков и капиталистов. Польские капиталисты в принудительном порядке закрывали белорусские школы. К 1939 году не осталось ни одного печатного органа на белорусском языке.

В 1939 году на Першайщине установилась Советская власть, но мирный труд людей был нарушен войной.

Все, кто сейчас проезжает по дороге Першаи – Ивенец, обращают внимание на памятник около деревни Явидовщина, на котором написано: «В память боевых действий партизан Барановичского соединения в годы Великой Отечественной войны. 1941 – 1945 годы».

Много горя принесла война першайцам. Из деревень, которые теперь входят в состав колхоза имени Карла Маркса, погибли более тысячи человек. В основном это старики и дети. Особенно много людей уничтожено в деревнях Янушковичи, Мишаны, Полубовцы. Были сожжены вместе со строениями живыми жители деревень Мишаны, Довгулёвщина, Лапицы.

Территория Першайщины, как и всего Воложинского района, была освобождена от немецко-фашистских захватчиков 5 июля 1944 года войсками 5-ой гвардейской танковой армии.

В настоящее время в деревне Першаи имеется средняя школа-сад (тел.8-0177246245) и сельский дом культуры (тел. 8-0177246399), при котором работает народный драматический театр. Театр был создан ещё Винцентом Дуниным-Мартинкевичем, дело которого продолжает всю свою жизнь Николай Николаевич Гончарик – бывший учитель Першайской средней школы, лектор товарищества знаний, пропагандист, основатель Першайского народного театра, которым руководил 50 лет. Как руководителю творческого коллектива, Николаю Николаевичу присвоено высокое звание лауреата фестиваля народного творчества СССР, он награждён знаком культуры СССР, званием отличника народного образования, званием Заслуженного учителя школы БССР.

Камень

Деревня Камень является центром колхоза имени Маяковского Ивенецкого сельского Совета Воложинского района. Всего в деревне проживает 647 человек.

По поводу названия деревни существует следующая легенда. Было это более тысячи лет тому назад. Среди лесов и полей стояло небольшое поселение, домов на 10. жили люди хорошо, собирали богатые урожаи. На отшибе селения стоял дом портного. В ночь перед Пасхой случилось страшное событие. Портной, жадный до денег и богатства, не праздновал Пасху. Он работал в этот день. В наказание за это Бог превратил его дом в огромный камень. Он и сейчас лежит на том месте, его хорошо видно с дороги Ивенец – Камень.

В 15км от деревни около шоссе находится могила жертв фашизма, где похоронено 72 мирных жителя, которые были заживо сожжены 6 ноября 1942 года. В 1966 году над могилой поставлен обелиск.

В центре деревни Камень также стоит обелиск погибшим в годы Великой Отечественной войны 27 сельчанам.

В деревне имеется средняя школа, где занимаются 122 ученика (тел.8-0177241424), библиотека (тел.8-0177241418), сельский дом культуры (тел.8-0177241428).

Прочитано 15465 раз

Погода в Воложине

© 2008 - 2013 Воложинский районный исполнительный комитет
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
222357, г.Воложин, пл. Свободы, 2, тел. 8 (017-72) 55-57-2

О САЙТЕ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТ

Яндекс.Метрика

Разработка и поддержка сайта:
УП «Минская волна» , тел. (017) 222-23-53 
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.