Адрес:

222357, г. Воложин, пл. Свободы, 2

Телефон приемной:

+375 (1772) 5-55-72

Режим работы:

с 8.30 до 13.00 и с 14.00 до 17.30 по будням

горячая линия: +375 (1772) 5-55-72

Усадьба художника Ф.Рущица

(д.Богданово Воложинского района)

Прежде неподалёку от села Богданово, на пригорке, стояла усадьба Богданов, в которой в 1870 родился Фердинанд Рущиц – знаменитый художник-пейзажист, график, театральный декоратор, педагог, оставивший глубокий след в искусстве Беларуси и Польши.

Основанное в 16-м веке Богданом Сапегой имение Богданов в 1839 приобрёл адвокат Фердинанд Рущиц – дед будущего живописца. Усадьба Рущицей занимала живописно пересеченную территорию около деревни. Центральная въездная аллея протяженностью 240 метров вела к усадебному двухэтажному дому. Въезд фиксировался брамой. Двухэтажный каменный дом размещал в себе большую библиотеку, архив, собрание картин и скульптур, а также мастерскую художника. В библиотеке насчитывалось около пяти тысяч томов, среди которых были старинные издания на пергаменте 16-го века, книги на латинском, французском, немецком, польском и других языках, в основном по праву, истории и литературе. Дом был каменным, несколько неуютным и назывался «мурованкой». В нем Рущицы фактически не жили. Зимой во избежание сырости время от времени топили печи-голландки.Жили Рущицы главным образом в деревянном доме, построенном из лиственницы, вокруг которого росли кусты сирени и роз. Парадный фасад дома украшало крыльцо с двумя парами колонн, которые сплошь обвивал виноград. Шалеван дом был простыми не покрашенными досками. Перед крыльцом, судя по одному из рисунков Ф.Рущица 1903г., симметрично входу, росло два куста пиона. А за домом стояла старая двуствольная яблоня, один из любимых объектов его сюжетов. К дому в 1912г. была пристроена с северной стороны веранда, крыша которой опиралась на шесть филеров. Дом имел два салона, спальню, комнаты, ванну, большую столовую и другие помещения. В доме имелись старые печи, камины, люстры, зеркала в рамах, резная мебель, изделия из карельской березы. К нему подступал пейзажный парк площадью около 4 га, через который пробегал ручей (приток р.Ольшанки) с одноарочным мостом с дамбой. Особенное очарование парку придавал пруд с островом для бобров. На нём частенько сиживал с мольбертом Фердинанд Рущиц, любуясь старыми дубами, клёнами, каштанами, липами. С северной стороны к парку примыкал фруктовый сад, окаймленный, как и парк, крупными деревьями защитной полосы. Сад был оформлен в виде двух симметрично расположенных боскетов. За ними (перед парадной частью усадьбы) располагались хозяйственные здания: большой коровник (сохранились шулы из колотого камня), свиран, сыроварня и др.

Летом усадьба наполнялась гостями, родственниками, учениками художника. В деревянном доме становилось тесновато, и тогда выручала «пустка», как называли пустующий каменный дом. Другой, западный въезд в усадьбу был также оформлен аллеей, которая выводила к фамильным захоронениям и в поле. По пути следования стоял небольшой костёл св.Михаила с красивой четырехгранной шатровой башней на основном объеме и гонтовой крышей, построенный в 1894г. в форме народного деревянного зодчества на краю усадьбы. В 1899г. храм стал натурой для картины Ф.Рущица «Около костела», поэтому его называли еще костелом Рущица.

Усадьба сгорела в июле 1944 года, во время освобождения Воложинского района от немецко-фашистских захватчиков. До наших дней дошли лишь фундаменты господского дома, подземелья подвалов, ручеёк да старые деревья. В Богданово завершился земной путь мастера: похоронили его на окраине села, на скромном сельском кладбище, рядом с предками. Территория бывшей усадьбы Рущицей привлекает красотой окружающих пейзажей: спелых ржаных полей, цветущего клевера с россыпями ромашек, одиночно разбросанных по косогорам деревьев. Вечно живому гимну родной природы обязан своим рождением талант художника Ф.Рущица, ученика И.Шишкина и А.Куинджи. Здесь он родился, сюда постоянно приезжал, будучи студентом Петербургской академии художеств, кафедры живописи Виленского университета. Пейзажи Богданова, его окрестностей постоянно волновали художника. Родные места навсегда перешли на полотна картин.

Последнее изменение 16.11.2017

Галерея изображений