Адрес:

222357, г. Воложин, пл. Свободы, 2

Телефон приемной:

+375 (1772) 5-55-72

Режим работы:

с 8.30 до 13.00 и с 14.00 до 17.30 по будням

горячая линия: +375 (1772) 5-55-72

Воложинский районный отдел Минского областного управления фонда социальной защиты населения

МИНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Фонда социальной защиты населения

Министерства труда и социальной защиты

Республики Беларусь

(220043, г. Минск, пр-т. Независимости, 95

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

График личного приема граждан, их представителей и представитилей юридических лиц

Должность

(Ф.И.О.)

День

и время приема

Этаж

и № кабинета

Начальник управления

ШЕПЕЛЕВИЧ

Вадим Георгиевич

первая среда месяца

с 8.00 до 13.00

10 этаж

кабинет № 7

Первый заместитель начальника управления

КАРАЧУН

Татьяна Михайловна

вторая и четвертая среда месяца

с 8.00 до 13.00

10 этаж

кабинет № 9

Заместитель начальника управления

ЕВСТРАТОВ

Андрей Николаевич

 

третья и пятая среда месяца

с 8.00 до 13.00

11 этаж

кабинет № 10

Предварительная запись по телефону: 272-92-47

(Чиж Е.Ю., кабинет № 8, 10 этаж).

Время работы:

830 – 1300

1400 – 1730

 

ВОЛОЖИНСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ

Минского областного управления

Фонда социальной защиты населения

Министерства труда и социальной защиты

Республики Беларусь

(222357, г. Воложин, пл.Свободы, 21

e-mail: volr@minskreg.ssf.gov.by)

 

 

График личного приема граждан, их представителей и представитилей юридических лиц

Должность

(Ф.И.О.)

День

и время приема

Этаж

и № кабинета

Начальник отдела

КАЛИТНИК

Марина Леонтьевна

первая среда месяца

с 8.00 до 13.00

2 этаж

кабинет № 1 11

 

Предварительная запись по телефону: 801772 54335

(Унучек Е.О., кабинет № 2, 2 этаж).

Время работы:

8.30 - 13.00

14.00 - 17.30

 

ПРИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЩЕНИЙ

граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц

осуществляется через официальный сайт

Фонда социальной защиты населения

https://ssf.gov.by/ru

(через раздел «Обращения», вкладка «Электронные обращения»)

Телефон «Горячей линии»

Минского областного управления ФСЗН

(017) 374-38-92

звонки принимаются в рабочие дни

с 15.00 до 16.00

 

В Минском областном управлении

Фонда социальной защиты населения

Министерства труда и социальной защиты

организована оказание консультационной поддержки плательщикам в рабочие дни посредством телефонной связи:

постоянно: с 11.00 до 12.30

в отчетной период: с 11.00 до 12.30,

с 15.00 до 16.30;

Консультационная поддержка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

время

приема звонков

(рабочие дни)

по вопросам заполнения и предоставления отчетности по форме

4-фонд

по вопросам заполнения и предоставления документов персонифицированного учета:

по вопросам организации электронного взаимодействия с органами Фонда

ПУ-1, ПУ-2, ПУ-3

ПУ-6

11.00-12.30

375-64-68

(4-Фонд раздел I-III)

356-77-94, 375-65-08 (4-Фонд раздел IV-V)

375-78-30

375-37-78,

375-32-11

375-37-68

15.00-16.30

375-64-68

(4-Фонд раздел I-III)

356-77-94, 375-65-08 (4-Фонд раздел IV-V)

301-13-33

375-37-78,

375-32-11

375-37-68

 

 

Перечень административных процедур, осуществляемых в Воложинском районном отделе Минского областного управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

№ п/п

Нормативный правовой документ

Наименование административной процедуры, сроки осуществления и действия выдаваемого документа

Перечень документов (сведений), представляемых для осуществления административной процедуры

ФИО ответственного за осуществление процедуры (в случае отсутствия) № каб.

1.

Подпункт 16.1 пункта 16 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – Единый Перечень)

Выдача извещения о постановке на учет плательщиков обязательных страховых взносов,
2 рабочих дня, бессрочно

Юридические лица:

заявление, свидетельство о государственной регистрации, устав (учредительный договор)

Индивидуальные предприниматели (в том числе являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства), предоставляющие работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности:

заявление, документ, удостоверяющий личность, трудовые и (или) гражданско-правовые договоры

Калитник Марина Леонтьевна, кабинет № 1

(Кудрицкая Юлия Владимировна, кабинет № 3)

2.

Подпункт 16.3 пункта 16 Единого Перечня

Выдача согласия органов Фонда на отзыв плательщиком платежных поручений из банков и главных управлений Министерства финансов путем осуществления соответствующей отметки на заявлении плательщика,
2 рабочих дня, 10 дней

Заявление

Калитник Марина Леонтьевна, кабинет № 1 (Кудрицкая Юлия Владимировна, кабинет № 3)

3.

Подпункт 2.5 пункта 2 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее – Перечень)

Назначение пособия по беременности и родам, 10 дней со дня обращения, а в случае запроса либо представления документов и

(или) сведений от других органов, иных организаций и (или) получения дополнительной информации, необходимой для назначения пособия –
1 месяц, на срок, указанный в листке нетрудоспособности

Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, листок нетрудоспособности

Калитник Марина Леонтьевна, кабинет № 1 (Кудрицкая Юлия Владимировна, кабинет № 3)

4.

Подпункт 2.13 пункта 2 Перечня

Назначение пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет), 10 дней со дня обращения, а случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций и (или) получения дополнительной информации, необходимой для назначения пособия – 1 месяц, на срок, указанный в листке нетрудоспособности

Листок нетрудоспособности

Калитник Марина Леонтьевна, кабинет № 1 (Кудрицкая Юлия Владимировна, кабинет № 3)

5.

Подпункт 2.14 пункта 2 Перечня

Назначение пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, 10 дней со дня обращения, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций и (или) получения дополнительной информации, необходимой для назначения пособия – 1 месяц, на срок, указанный в листке нетрудоспособности

Листок нетрудоспособности

Калитник Марина Леонтьевна, кабинет № 1 (Кудрицкая Юлия Владимировна, кабинет № 3)

6.

Подпункт 2.16 пункта 2 Перечня

Назначение пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации, 10 дней со дня обращения, а случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций и (или) получения дополнительной информации, необходимой для назначения пособия – 1 месяц, на срок, указанный в листке нетрудоспособности

Листок нетрудоспособности

Калитник Марина Леонтьевна, кабинет № 1 (Кудрицкая Юлия Владимировна, кабинет № 3)

7.

Подпункт 2.26 пункта 2 Перечня

Выдача справки о размере пенсии, в день обращения, бессрочно

Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

Калитник Марина Леонтьевна, кабинет № 1 (Унучек Елена Олеговна, кабинет № 2)

8.

Подпункт 2.27 пункта 2 Перечня

Выдача справки о неполучении пенсии, в день обращения, бессрочно

Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

Калитник Марина Леонтьевна, кабинет № 1 (Унучек Елена Олеговна, кабинет № 2)

9.

Подпункт 2.28 пункта 2 Перечня

Выдача справки об уплате обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в установленные сроки и о доходах, с которых они исчислены, лицам, уплачивающим обязательные страховые взносы самостоятельно,
3 дня со дня обращения, бессрочно

Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

Калитник Марина Леонтьевна, кабинет № 1 (Кудрицкая Юлия Владимировна, кабинет № 3)

10.

Подпункт 2.29 пункта 2 Перечня

Выдача справки о периоде, за который выплачено пособие по беременности и родам, 3 дня со дня обращения, бессрочно

Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

Калитник Марина Леонтьевна, кабинет № 1 (Кудрицкая Юлия Владимировна, кабинет № 3)

 

ГРАФИК

ПРИЕМА ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ

В ВОЛОЖИНСКОМ РАЙОННОМ ОТДЕЛЕ

МИНСКОГО ОБЛАСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ежедневно,

с понедельника по пятницу,

с 8.30 до 13.00 и с 14.00 до 17.30;

Контактные телефоны:

Начальник районного отдела –

Калитник Марина Леонтьевна – 69306;

Экономист –

Унучек Елена Олеговна – 54335;

Старший инспектор –

Кудрицкая Юлия Владимировна - 58199



Ответы на вопросы, возникающие у кадровых и бухгалтерских служб организаций

Типичные нарушения, выявленные в ходе проведения контрольно-аналитических мероприятий у плательщиков обязательных страховых взносов Минской области в 1 полугодии 2022 года

Реализация органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь обратного требования (регресса) к лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред здоровью

 

Начисляем обязательные страховые взносы в бюджет фонда правильно!

 

Вопрос: Следует ли начислять обязательные страховые взносы в ФСЗН на стоимость подарков, выданных к Новому году сотрудникам предприятия в виде продуктов питания (например кофе)?

Ответ: Объектом[1]для начисления обязательных страховых взносов (далее - взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат[2], на которые не начисляются взносы в бюджет фонда, но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Учитывая, что Перечень №115 не содержит выплат, связанных с расходами работодателя на приобретение новогодних подарков работникам предприятия в виде продуктов питания, суммы средств работодателя, направленные на приобретение указанных подарков, относятся к выплатам в пользу работника. Однако в соответствии с п. 13 Перечня № 115, выплаты, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, полученные работником в виде подарков, от работодателя в течение календарного года не являются объектом для начисления взносов в бюджет фонда в размере, предусмотренном пунктом 23 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь.

          Обращаем внимание, что денежные средства работодателя, направленные на приобретение кондитерских изделий детям работников в связи с отмечаемым праздничным днем – Новым годом, которые бесплатно выдаются работникам в виде подарков, не являются объектом для начисления взносов на государственное социальное страхование[3].

 

[1]Статья 4 Закона Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»

[2]Перечень выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (ред. от 28.12.2021) (далее – Перечень № 115)

[3]Подпункт 9.6 пункта 9 Перечня № 115

Воложинский райотдел Миноблуправления ФСЗН

 

СТАТЬЯ. «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии».

27 сентября 2021г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ №367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» (далее-Указ). Указом с 1 октября 2022 г. вводиться дополнительный вид пенсионного страхования - добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства.

Появление новой добровольной пенсионной программы не затрагивает государственные обязательства по солидарной пенсионной системе. Конституционные гарантии по социальному обеспечению граждан в старости, инвалидности, в случае потери кормильца остаются неизменными. Все гарантии государства по трудовым пенсиям и их повышению будут неукоснительно выполняться.

В связи с вступлением Указа № 367 с 01.10.2022 г. в действие у работающих граждан возникает много вопросов. На наиболее  часто задаваемые вопросы Минское областное управление Фонда социальной защиты подготовило ответы.

Вопрос:

Чем привлекательна система добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии для работника?

Ответ:

Существует несколько положительных моментов:

- участвуя в добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии, граждане получают простой и доступный способ повысить свой доход в старости;

- очень важно, что часть дополнительных пенсионных накоплений работника будет сформирована за счет государственных средств;

- работнику предоставляется право на получение социального налогового вычета на сумму уплаченных за счет средств работника страховых взносов на будущую накопительную пенсию, т.е. льгота по подоходному налогу;

- возможность наследования пенсионных накоплений;

- гарантия сохранности пенсионных накоплений, т.к. государство гарантирует страховые выплаты по договорам страхования, заключенным с Государственным предприятием «Стравита».

Вопрос:

Что необходимо сделать работающему гражданину, изъявившему желание участвовать в дополнительном накопительном пенсионном страховании?

Ответ:

Работающий гражданин, изъявивший желание воспользоваться системой дополнительного накопительного пенсионного страхования, должен:

- подать заявление в Государственное предприятие «Стравита», в котором кроме персональных данных, указывается информация о работодателе, тариф по договору дополнительного пенсионного страхования (не более 13 процентов), предполагаемый срок получения дополнительной накопительной пенсии (5 или 10 лет), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе государственного социального страхования;

- заключить договор дополнительного накопительного пенсионного страхования непосредственно у страховщика (Государственное предприятие «Стравита») или в электронном виде через официальный сайт Государственного предприятия «Стравита»- stravita.by;

- получить страховое свидетельство (при заключении договора в электронном виде страховое свидетельство выдаётся в виде электронного документа);

- уведомить работодателя о заключении договора дополнительного накопительного страхования путем предоставления копии страхового свидетельства (с предъявлением оригинала) и заявления об удержании страхового взноса, который подлежит уплате за счет средств работника.

 

Важно! Работающий гражданин, участвующий в системе дополнительного накопительного пенсионного страхования, вправе раз в год менять выбранный тариф страховых взносов, приостанавливать периоды своего участия.

Вопрос:

Кому предоставляется право участвовать в добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии?

Ответ:

В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2021 г. №367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» право участвовать в добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии (далее – дополнительное накопительное пенсионное страхование) имеют: работающие граждане, за которых работодателем уплачиваются обязательные страховые взносы на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, при условии, что на дату начала срока дополнительного накопительного пенсионного страхования (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем уплаты первого страхового взноса) до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста остается не менее 3 лет.

Важно! Работодатель не должен находиться в процессе ликвидации и (или) экономической несостоятельности (банкротства).

Если у гражданина несколько работодателей, в том числе работа по гражданско-правовым договорам, он вправе обратиться с заявлением о желании участвовать в программе дополнительного накопительного пенсионного страхования, как ко всем своим работодателям одновременно, так и выборочно к любому из них.

Воложинский райотдел

Миноблуправления ФСЗН

 


Последствия выплаты зарплаты «в конвертах» и неуплаты обязательных страховых взносов

Воложинский районный отдел Минского областного управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь напоминает: Плательщики обязательных страховых взносов обязаны начислять и перечислять обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в полном объеме и в установленные сроки.

Своевременная и полная уплата страховых взносов гарантирует работникам предприятий своевременное назначение и выплату пенсий и пособий, выплачиваемых из средств бюджета фонда. В период, когда работодателем вносы не уплачиваются или уплачиваются в неполном объеме, у работников не формируются права на социальные выплаты, включая пенсии, что также отрицательно отразится на размере пенсии или пособия.

Следует отметить, что работники порой не задумываются о последствиях выплаты «заработной платы в конвертах». Речь идет о причинении вреда не только интересам государства, общества, но и своим собственным. Как правило, получатели зарплат «в конверте» соглашаются со своим заработком, но только до тех пор, пока не столкнутся с проблемами по здоровью или не соберутся выходить на пенсию.

Получение «серой зарплаты» влечет например, для работника недостаточную расчетную платежеспособность при обращении в банк за кредитом, отсутствие социальных гарантий в связи с временной нетрудоспособностью или низкий размер пенсии в будущем. Поскольку налоги в бюджет и отчисления в ФСЗН с зарплаты «в конверте» не уплачиваются, это негативно отражается на благосостоянии других граждан, величине социальных и иных выплат.

Не секрет, что некоторые работники даже не догадываются о том, что вовлечены в серые зарплатные схемы. С работниками заключались договора, в соответствие с которыми они выполняли свои функции в течение определенного количества часов, расписываются в ведомостях о получении денежных средств. А когда приходит время оформлять пенсию, выясняется, что в ФСЗН либо отсутствуют сведения об их работе, либо указанный наниматель размер заработной платы, исходя из которой уплачивались страховые взносы гораздо ниже фактического. Как результат ущемляются пенсионные права работника.

В нашей стране основным источником выплат пенсий и пособий по временной нетрудоспособности являются обязательные страховые взносы, которые уплачиваются работодателями за каждого работника в бюджет фонда.

В зависимости от уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда приобретается право на выплаты по государственному социальному страхованию на случаи болезни, временной нетрудоспособности, беременности и родам, инвалидности, достижения пенсионного возраста, потери кормильца, потери работы, смерти застрахованного лица или члена его семьи.

Согласно законодательству о пенсионном обеспечении в 2022 году право на трудовую пенсию по возрасту, за выслугу лет имеют лица, у которых минимальный страховой стаж составляет 18 лет и 6 месяцев. В страховой стаж засчитываются только те периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, за которые производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда. Ежегодно страховой стаж увеличивается на полгода до достижения к 2025 году 20 лет.

Следовательно, при оформлении пенсии у работников - получателей зарплат «в конверте» периоды трудовой деятельности, в течение которых не производилась уплата страховых взносов, не будут учтены в страховой стаж и при исчислении размера пенсии будет учитываться только официальная заработная плата, из которой уплачивались страховые взносы в бюджет фонда, т.е. размер пенсии может оказаться гораздо ниже, чем, если бы он был исчислен из всей суммы заработанных средств, - уточняет начальник Воложинского районного отдела Минского областного управления Фонд социальной защиты населения Калитник Марина Леонтьевна.

А чем чревата подобная ситуация для нанимателя?

Как уже отмечалось, выплачивая зарплату в «конверте» наниматель не доплачивает обязательные взносы Фонду социальной защиты населения.

В такой ситуации Фонд в установленном законодательством порядке примет меры по доначислению нанимателем недоплаченной суммы взносов, а если сумма такой недоплаты превысит 20 базовых величин, то должностное лицо нанимателя еще и получит штраф от 2 до 20 базовых величин (статья 12.15 КоАП).

Кроме того, ответственность нанимателей ужесточена. Так, с 19 июня 2021 года введена уголовная ответственность нанимателей за уклонение от начисления и уплаты обязательных страховых взносов - статья 243-3 УК РБ. Теперь в случае умышленного занижения размера отчислений в Фонд, превышающего 2 500 базовых величин, штрафом можно не отделаться, поскольку за подобное нарушение предусмотрена уже уголовная ответственность.


По всем возникающим вопросам можно обратиться в Воложинский районный отдел Минского областного управления Фонда социальной защиты по адресу пл. Свободы, 21, г.Воложин и по телефону 8 01772 69306 с 8.30 до 17.30, суббота, воскресенье-выходной.

Воложинский райотдел Миноблуправления ФСЗН


Начисляем обязательные страховые взносы в бюджет фонда правильно! 

ВОПРОС: Является ли объектом для начисления взносов в бюджет фонда сумма единовременного пособия молодому специалисту, направленному на работу, переезжающему в другую местность, в размере, установленном законодательством?

Минское областное управление

Фонда социальной защиты населения

 

ОТВЕТ.

Объектом[1] для начисления обязательных страховых взносов (далее - взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда) для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются взносы в бюджет фонда[2], но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Взносы в бюджет фонда не начисляются на компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в главе 9 Трудового кодекса Республики Беларусь[3].

Выпускникам, направленным на работу, переезжающим в другую местность, возмещается единовременное пособие в размере месячной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, должностного оклада по новому месту работы[4].

Учитывая изложенное, сумма единовременного пособия в размере месячной тарифной ставки (тарифного оклада) выпускникам, направленным на работу, переезжающим в другую местность, не является объектом для начисления взносов в бюджет фонда.

                                                                   

Воложинский райотдел

Миноблуправления ФСЗН

 

[1] Статья 4 Закона Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»

[2] Перечень выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (ред. от 28.12.2021) (далее – Перечень № 115)

[3] Пункт 8 перечня № 115

[4] Пункт 4 части 1 статьи 96 Трудового кодекса Республики Беларусь


Как можно накопить себе на вторую пенсию?

Можно ли самому повлиять на размер дохода в старости? Да, возможно.  С 1 октября 2022 года вступает  в силу Указ Президента Республики Беларусь от  27 сентября 2021 года № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» (далее – Указ № 367), закрепляющий механизм добровольного накопительного пенсионного страхования с финансовой поддержкой государства. Занятым в экономике гражданам предлагается участвовать в новой системе добровольного страхования, чтобы в нетрудоспособном возрасте, помимо традиционных выплат от государства, получать дополнительный доход, своего рода вторую пенсию.

 

Как будет работать новый механизм страхования?

Как известно, у работника ежемесячно удерживается 1% от заработка в Фонд социальной защиты населения на пенсионное страхование. Суть нового механизма заключается в том, что, помимо этого, работник заключает договор с РУСП «Стравита» и соглашается направлять в пенсионные накопления от 1 до 10 % своего заработка, но уже на свой именной лицевой счет, открытый в страховой компании.  Его работодатель в свою очередь должен будет делать то же самое – уплачивать дополнительный взнос в том же размере, но не превышающем 3%. Для работника участие в добровольном накопительном страховании пенсии – это право, а для его работодателя – обязанность. Важно, что новый механизм страхования не повлечет дополнительной нагрузки для нанимателя, так как обязательный страховой взнос на пенсионное страхование будет соразмерно уменьшен.

Например, если человек выбирает тариф страхования 13%. При максимальном тарифе 10% от начисленной зарплаты работника идет в накопление дополнительной пенсии, а еще 3% уплачивает наниматель. Работодатель в этом случае уплачивает ежемесячные обязательные страховые взносы на пенсионное страхование в бюджет фонда не 28%, а за вычетом этих 3% - т.е. 25%. В итоге, в сумме размер взносов, как и ранее составит 28%.

Важно понимать, что пониженный размер обязательных страховых взносов на пенсионное страхование, перечисляемый в бюджет фонда, за работающего гражданина никак не отразится на размере его будущей трудовой пенсии.

Если человек передумал участвовать в новой системе, то он имеет право в любой момент в течение срока дополнительного накопительного пенсионного страхования приостановить свое участие, а затем вернуться. Кроме того, один раз в год у него есть право изменить размер тарифа в сторону увеличения или уменьшения.

 

Кто может участвовать в новом страховании?

Участвовать в дополнительном накопительном пенсионном страховании могут работающие граждане при условии, что:

- за них работодателем уплачиваются обязательные страховые взносы на пенсионное страхование;

- на дату начала срока дополнительного накопительного пенсионного страхования до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста остается не менее 3 лет.

 

Как начать участвовать в страховании дополнительной накопительной пенсии?

Добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии будет осуществлять РУСП «Стравита». С 1 октября 2022 года у работающего гражданина возникает право обратиться в офис страховщика подать заявление и заключить договор. Сделать это можно при личном визите в страховую организацию или в электронном виде через официальный сайт страховой компании. Инициатором заключения договора может быть только сам работник, который самостоятельно выбирает тариф взноса и срок получения дополнительной пенсии – в течение 5 или 10 лет после достижения общеустановленного пенсионного возраста. О заключении договора и участии в новой программе необходимо уведомить работодателя. После заключения договора на работника открывается именной лицевой счет для зачисления дополнительных взносов на накопительную пенсию.

 

Предусмотрено ли наследование накопительной пенсии?

Да, предусмотрено. Накопления по страхованию дополнительной пенсии наследуются по закону. В случае, если страхователь не дожил до общеустановленного пенсионного возраста, то наследникам выплачивается накопленная сумма, включая доходность и бонус, за вычетом расходов страховщика на ведение дела по добровольному страхованию дополнительной накопительной пенсии. Если человек вышел на пенсию, но через какое-то время ушел из жизни, всё, что причитается ему по договору, наследники также получат.

Особый интерес новый механизм добровольного накопительного пенсионного страхования должен вызвать у работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию (далее – ППС),  которые имеют право выбора доплаты к заработной плате вместо права на профессиональную пенсию в будущем, согласно пп.1.2.п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.09.2013 № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения».  Это касается работников, у которых специальный стаж работы до 1 января 2009 года отсутствует или составляет менее половины требуемого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.

Выбор доплаты по Указу № 441 дает возможность работникам направить часть полученных денежных средств (или все полученные средства) для участия в новом виде страхования.  Рассмотрим преимущества выбора «доплата – накопительная пенсия» на примере педагогического работника. Так, размер взносов на ППС для педагогических работников составляет 4%.

 

13 04 2022 20                                              

Работник выбрал доплату к заработной плате вместо права на ППС, учитываем, что размер ежемесячной доплаты к заработной плате не может быть менее суммы взносов на ППС. В случае участия в  добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии гражданин, выбрав тариф взноса, например 2%, будет иметь накопление на дополнительную пенсию в размере 4%, так 2% будет удерживаться с его заработной платы и соразмерно 2% будет отчислять работодатель.  Оставшиеся  2%  это дополнительный  текущий ежемесячный доход. Таким образом, работник накапливает дополнительную пенсию в размере 4%, как и размер взносов на ППС  до выбора доплаты, и плюс уже сегодня имеет прибавку к заработной плате в размере еще 2%. 

Можно ли расторгнуть (прервать) договор и забрать деньги раньше наступления пенсионного возраста?

Забрать денежные средства досрочно нельзя (за исключением случаев установления работнику в период до достижения общего пенсионного возраста 1 или 2 группы инвалидности). Но прекратить уплату страховых взносов можно. В этом случае накопленная сумма фиксируется, на нее продолжает начисляться доходность. Выплата будет осуществляться только после наступления общеустановленного пенсионного возраста, исходя из накопленных средств.

От чего зависит сумма дополнительной пенсии?

Сумма накоплений будет зависеть от ряда факторов: срока страхования, суммы отчислений, периода выплаты дополнительной пенсии, размера ставки рефинансирования, размера заработной платы работника, инвестиционной политики страховщика.

В целом новая программа сочетает интересы работника, работодателя и государства:  

- плюс для работника – доступный и понятный механизм формирования дополнительной пенсии с финансовой поддержкой государства и гарантия пенсионных накоплений;

- плюс для работодателя – отсутствие дополнительной финансовой нагрузки;

- плюс для государства – формирование долгосрочного инвестиционного ресурса для экономики.

Забота о будущей пенсии должна стать привычной для каждого человека. Новая система добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии заставляет каждого гражданина задуматься над собственной стратегией подготовки к старости.

Воложинский районный отдел Минского областного управления Фонда  социальной защиты населения


 

Ситуация 1. Неправомерная подача формы ПУ-6 (тип формы – назначение пенсии).

Пример 1. Страхователем 02.07.2021 поданы сведения за 2 квартал 2021на застрахованное лицо с неполным указанием сведений по начисленным взносам за май 2021.

05.07.2021 на указанное застрахованное лицо подаются сведения по форме ПУ-6 (тип формы – назначение пенсии) с целью корректировки сведений за май.

Обоснование.

Форма ПУ-6 (тип формы – назначение пенсии) заполняется и представляется исключительно в случаях указанных в пункте 19 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования*:

- оформления документов для назначения (перерасчета) трудовой пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда, трудовой пенсии за выслугу лет, профессиональной пенсии;

- достижения застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста;

- увольнения работника, который в текущем периоде достигает общеустановленного пенсионного возраста.

Как исправить ошибку

Если форма ПУ-6 уже сдана, исправить указанную ситуацию невозможно. Ошибку необходимо учесть на будущее для недопущения подобного случая.

 

Ситуация 2. Неправомерная подача формы ПУ-6 (тип формы – отменяющая).

Пример. Страхователем 01.07. 2021 поданы сведения за 2 квартал 2021 на застрахованное лицо с неправильным указанием сведений по начисленным взносам за апрель, май 2021.

05.07.2021 на указанное застрахованное лицо подаются сведения по форме ПУ-6 (тип формы – отменяющая) за 2 квартал 2021 и ПУ-6 (тип формы – исходная) нарастающим итогом. 

Обоснование.

Форма ПУ-6 (тип формы - отменяющая) заполняется и представляется исключительно в случаях указанных в пункте 35 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета**:

  • для отмены всех ранее представленных сведений за определенный отчетный период;
  • неправильного заполнения граф "Код профессии (должности)" и (или) "Вид деятельности (код)" раздела 2 "Сведения о работе с особыми условиями труда".

Как исправить ошибку

Если форма ПУ-6 уже сдана, исправить указанную ситуацию невозможно. Ошибку необходимо учесть на будущее для недопущения подобного случая.

* Постановление Совета Министров Республики Беларусь  от 08.07.1997 № 837

** Постановление Правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7

Воложинский райотдел Миноблуправления ФСЗН


Определяем, исчисляются ли обязательные страховые взносы в бюджет фонда!

ВОПРОС

Следует ли начислять обязательные страховые взносы в бюджет фонда на суммы материальной помощи своему сотруднику на проведение операции?

ОТВЕТ

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – бюджет фонда) объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет фонда являются для работодателей и работающих граждан - выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования (далее – выплаты), включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию в бюджет фонда (далее – Перечень № 115), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115, но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы.

Суммы средств работодателя, направленные на медицинскую помощь, в том числе на проведение операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь, относятся к выплатам, на которые не начисляются взносы в бюджет фонда (п. 4 Перечня №115).

Нуждающимся в получении медицинской помощи, в том числе проведении операций, должен быть выдан подтверждающий документ (медицинская справка о состоянии здоровья по форме 1 здр/у-10 согласно приложению 1 к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 № 92).

Следовательно, суммы средств работодателя, направленные в виде материальной помощи на операцию работника, не будут являться объектом для начисления взносов в бюджет фонда только при наличии медицинской справки о состоянии здоровья по форме 1 здр/у-10, в которой в графе "Рекомендации" будет отражена информация о необходимой операции.

Воложинский райотдел

Миноблуправления ФСЗН


Типичные нарушения, выявленные  в ходе проведения проверок у плательщиков обязательных страховых взносов Минской области в 1 полугодие 2021 года

1. Неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов

1.1. Не начислены обязательные страховые взносы:

на сумму денежной помощи в размере  месячной стипендии молодым специалистам, назначенной в последнем семестре их обучения;

на сумму денежной  помощи молодым  рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование

Нарушена статья 2 Закона Республики  Беларусь от 29.02.1996 г. № 138-ХIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закона об обязательных страховых взносах

на сумму  единовременных выплат работникам на оздоровление при уходе в трудовой отпуск;

Нарушена статья 2 Закона об обязательных страховых взносах и пункт и пункт 7 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999  № 115 (далее-Перечень №115)(далее-Перечень №115)

на суммы единовременных выплат на оздоровление работникам бюджетной части Центра в размере из расчета 0,5 оклада согласно  Указу Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 №27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций»;

Нарушена статья 2 Закона об обязательных страховых взносах и пункт и пункт 7 Перечня №115

на сумму материальной помощи, оказываемой работникам в связи с юбилейной датой;

на сумму материальной помощи, оказываемой работникам в связи с длительной непрерывной болезнью;

на сумму единовременного денежного вознаграждения в связи с выплатой единовременного денежного вознаграждения к награде (поощрению) в пользу физического лица;

на сумму материальной помощи, оказываемой работникам ко Дню памяти воинов-интернационалистов;

Нарушена статья 2 Закона об обязательных страховых взносах и пункт и пункт 7 Перечня №115

на компенсацию за неиспользованный отпуск;

Нарушена статья 2 Закона об обязательных страховых взносах

1.2. Излишне начислены обязательные страховые взносы:

на суммы выходного пособия согласно статье 48 Трудового кодекса Республики Беларусь

нарушен пункт 2 Перечня №115

2. Неправильное определение объекта для начисления взносов на професcиональное пенсионное страхование

2.1. не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование на всю сумму выплат, начисленную работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в Перечень ППС;

Нарушен  пункт 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» (далее-Закон № 322-З)

на сумму, причитающуюся за дни трудового отпуска, когда они следовали непосредственно за днем работы в особых условиях труда;

Нарушен  пункт 2 статьи 7 Закон № 322-З

на сумму единовременных выплат на оздоровление, оказываемую работникам в связи с уходом в трудовой отпуск;

Нарушен  пункт 2 статьи 7 Закон № 322-З

2.2. Излишне начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:

на суммы выплат за дни трудового отпуска, следовавшие за днем отсутствия на рабочем месте по причине временной нетрудоспособности или нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;

Нарушен пункт 2 статьи 7 Закона №322-З

на суммы выплат трактористам-машинистам, обслуживающим животноводческие комплексы и молочно-товарные фермы, занятые на работах без выполнения агротехнических мероприятий в растениеводстве;

Нарушен пункт 2 статьи 7 Закона №322-З

на суммы выплат трактористам-машинистам, за ремонт в период проведения агротехнических мероприятий в растениеводстве, в том числе в период напряженных полевых работ,  продолжительностью более одного рабочего дня;

 Нарушен пункт 2 статьи 7 Закона №322-З

на сумму выплат за периоды, когда работник не подлежал профессиональному пенсионному страхованию, так как занят был на работах с особыми условиями труда, предусмотренных Списком № 2  не полный рабочий день (т.е. менее 80% от продолжительности ежедневной работы (смены) установленной законодательством);

Нарушен  пункт 2 статьи 7 Закон № 322-З

3. Нарушения при назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности:

Пособие назначалось на основании листка нетрудоспособности, не оформленного в порядке, установленном законодательством;

Нарушен пункт 3 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 №569 (с изменениями и дополнениями) (далее-Положение №569)

по листку нетрудоспособности, выданному в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет в связи с болезнью лица, осуществляющего уход за ним, пособие было исчислено как для нового случая нетрудоспособности, а нужно было как продолжение листка нетрудоспособности по ранее выданному листку, в связи с чем неверно определен расчетный период для исчисления среднедневного размера пособия;

по листку нетрудоспособности  при наличии нарушения режима, предписанного врачом (неявка на прием к врачу), не верно определено количество первых оплачиваемых 12 календарных дней;

Нарушен пункт 16 Положения №569

 неверно определено количество календарных дней, оплачиваемых в размере 80 % среднедневного заработка, при начале случая  нетрудоспособности после отработанного рабочего дня;

Нарушен пункт 16 Положения №569

при  расчете среднедневного заработка неверно определено количество отработанных календарных дней (в число календарных дней расчетного периода включены дни трудового отпуска, временной нетрудоспособности);

нарушен пункт 22 Положения №569

при исчислении пособий, когда число календарных дней расчетного периода составляет менее 30 календарных дней, пособия следовало исчислить из тарифного оклада без надбавок и повышений и  применить его среднедневной размер для каждого месяца, в котором имело место временная нетрудоспособность, а плательщиком пособие исчислено из тарифного оклада с учетом выплаты стимулирующего характера и размер среднедневного тарифного оклада применен не к месяцам, в которых имело место временная нетрудоспособность, а к месяцам предшествующим месяцу наступления временной нетрудоспособности;

Нарушен пункт 23 Положения №569

пособие исчислено из заработка за период работы у плательщика, т.е. за 12 дней сентября 2019 года, а следовало исчислить из тарифного оклада без надбавок и повышений, так как число календарных дней расчетного периода составляет менее 30 календарных дней;

Нарушен пункт 23 Положения №569

неверно определен размер заработка, так в заработок для исчисления пособия излишне включались суммы среднего заработка за период трудового отпуска, премии и иные выплаты учитывались не пропорционально отработанному времени (если месяц в котором выплачена премия или иная выплата, отработан не полностью), в заработок для исчисления пособия работникам включались выплаты, носящие единовременный характер;

Нарушен пункт 24 Положения №569

по листку нетрудоспособности, выданному в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет в связи с болезнью лица, осуществляющего уход за ним, при исчислении среднедневного размера пособия премия была учтена в месяце, за который была начислена, а нужно было – в месяце, на который они приходится согласно лицевому счету, расчетной ведомости;

Нарушен пункт 24 Положения №569

при определении среднедневного вознаграждения для исчисления пособий не верно определено число календарных дней периода выполнения работ по гражданско-правовому договору, за который выплачено вознаграждение;

Нарушен пункт 27 Положения №569

лицу, выполнявшему работу по гражданско-правовому договору, пособие следовало исчислить из размера среднедневного вознаграждения, из которого уплачены обязательные страховые взносы в бюджет фонда, выплаченного по ГПД до возникновения права на пособие;

Нарушен пункт 27 Положения №569

неверно применен порядок исчисления максимального размера пособия для  исчисления пособия;

Нарушен пункт 29 Положения №569

4. Нарушения при назначении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей:

неверно определен период выплаты пособия на ребенка до 3-х лет, пособие назначено не по день достижения ребенком возраста 3 лет включительно, а до дня достижения ребенком 3-лет;

Нарушен пункт 9 статьи 13 Закона 7-З

неверно определен размер пособия на детей в возрасте от 3 до 18 лет, следовало выплатить в размере 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, а выплачено в меньшем размере;

Нарушен пункт 3 статьи 14 Закона 7-З

неверно определен период выплаты пособия на ребенка в возрасте от 3 до 18 лет, пособие назначено не по день достижения младшим ребенком возраста 3 лет включительно, а до дня достижения ребенком 3-лет;

Нарушен пункт 6 статьи 14 Закона 7-З

выплата пособия на детей в возрасте от 3 до 18 лет получателю пособия производилась  включительно по декабрь 2020 года, несмотря на то, что ребенку 10.08.2020 исполнилось 18 лет;

Нарушен пункт 6 статьи 14 Закона № 7-З

неверно определен размер пособия на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, следовало выплатить в размере 70 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, а выплачено в меньшем размере;

Нарушен подпункт 3.1. пункта 3 статьи 15 Закона № 7-З

неверно определен период, с которого назначается ежемесячное пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет (далее – ежемесячное пособие семьям), так данные пособия назначались и выплачивались со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам, а следовало - со дня рождения младшего ребенка;

Нарушен подпункт 3.5 пункта 3 статьи 22 Закона 7-З

день по уходу за ребенком-инвалидом предоставлялся в соответствии со статьей 265 Трудового Кодекса Республики Беларусь и Инструкцией о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2014г. № 34 (далее-Инструкции №34). Однако, оплата дня по уходу за ребенком-инвалидом работнику  производилась в нарушение п.10 Инструкции №34, по нормам Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение по временной нетрудоспособности), а нужно было по нормам Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47.

5.Нарушения при предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление:

при обращении за получением путевки в детские санатории, не всегда предоставлялись  справки с места  работы другого родителя о невыделении путевки на детей в текущем году;

размер среднемесячного дохода определен исходя не из начисленной суммы, а суммы дохода подлежащей  к выдаче работнику за 12 календарных месяцев;

Нарушен пункт 8 Положения №542 Положения о порядке  направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденного Указом  Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (с изменениями и дополнениями) (далее – Положение № 542)

при определении размера платы за путевку в доход работника не включены выплаты пенсии по возрасту;

Нарушен пункт 15 Положения №542

6. Нарушения при представлении документов персонифицированного учета

По форме ПУ-2:

несоответствие данных указанных в форме ПУ-2, сведениям, указанным в приказах о приеме на работу или увольнении с работы;

Нарушен пункт 10 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденного Постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 19.04.2014 № 7 (далее – Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ))

По форме ПУ-3:

в строке  «Дата заключения договора»  неверно отражается дата заключения договора;

Нарушен пункт 15 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ

суммы оплаты трудовых отпусков отражались не  по месяцам, за которые они начислены, а в месяце в котором они были начислены;

Нарушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ

 неверно отражаются периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет по коду вида деятельности  «ДЕТИ», периоды выполнения работ по коду вида деятельности «ДОГОВОР»;

Нарушен пункт 19 Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ;

неверно отражен период уплаты обязательных страховых взносов в месяце, в котором начислена только премия (материальная помощь) и нет ни одного отработанного дня должен отражаться с  кодом вид деятельности «ПРЕМИЯ», а не с кодом вид деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ»;

Нарушен пункт 19 Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ;

не исключены дни социального отпуска без сохранения заработной платы из периода уплаты обязательных страховых взносов по коду вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ» и неверно отражен период по коду вида деятельности «ПОСОБИЕ»,

Нарушен пункт 19 Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ;

По форме ПУ-6:

отражены  выплаты, на которые не начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование (когда работник не был занят полный рабочий день на рабочем месте, включенном в Перечень ППС;

Нарушен пункт 28 Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ

не отражены  выплаты, на которые должны быть начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование  в связи с занятостью на рабочем месте, включенном в Перечень ППС;

не включены в суммы выплат - облагаемая единовременная материальная помощь, стоимость подарка к празднику, не включена сумма оплаты отпуска, следующего за периодом занятости в особых условиях труда; ошибочно включена  оплата отпуска, следующего за периодом временной нетрудоспособности, включена сумма оплаты ремонта в период проведения агротехнических мероприятий в растениеводстве, в том числе в период напряженных полевых работ,  продолжительностью более одного рабочего дня;

Нарушен пункт 28 Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ.

некорректное отражение  периодов занятости в особых условиях труда (в период работы с особыми условиями труда включены выходные дни, следовавшие за днями временной нетрудоспособности);

Нарушен пункт 30 Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ.

неверно отражены периоды работы с особыми условиями труда, а именно в периоды профессионального стажа включены дни социального отпуска по застрахованному лицу;

Нарушен пункт 30 Инструкции о порядке   заполнения форм ДПУ.

Воложинский райотдел

Миноблуправления ФСЗН


Определяем, исчисляются ли обязательные страховые взносы в бюджет фонда!

ВОПРОС

Необходимо ли организации, финансируемой из бюджета начислять и уплачивать обязательные страховые взносы в бюджет фонда на материальную помощь, выплачиваемую в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций»?

ОТВЕТ

Согласно пункту 4 Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее – Указ № 27) с 1 января 2020 года работникам бюджетных организаций ежегодно оказывается материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями с направлением на эти цели средств в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников. Размеры, порядок и условия оказания материальной помощи определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.

Следует отметить, что нормы Указа №27 согласно п.13 не распространяется на государственных служащих и военнослужащих, сотрудников (работников) военизированных организаций, имеющих специальные звания.

Согласно пункту 7 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее - Перечень), на материальную помощь, оказываемую работникам в соответствии с законодательными актами, взносы по государственному социальному страхованию не начисляются.

К числу законодательных актов относятся Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Указ № 27 является законодательным актом, которым закреплена обязанность работодателя производить выплату материальной помощи.  

Исходя из вышеизложенного, на суммы материальной помощи, оказываемой работникам бюджетных организаций согласно Положению об оказании материальной помощи в пределах 0,3 среднемесячной суммы окладов, обязательные страховые взносы в бюджет фонда не начисляются, так как не являются объектом для начисления.

Воложинский райотдел Миноблуправления ФСЗН


ВОПРОС

Следует ли начислять обязательные страховые взносы в бюджет фонда на суммы материальной помощи на оздоровление равными долями в течение календарного года?

ОТВЕТ

В случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части - при предоставлении одной из частей отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (ст. 182 Трудового кодекса Республики Беларусь). Указанная норма является общей для всех организаций.ОТВЕТ

Наниматель вправе самостоятельно в ЛПА определить размер, случаи и порядок выплаты матпомощи работникам или иным лицам.

Согласно пункту 7 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее - Перечень), на материальную помощь, оказываемую работникам в соответствии с законодательными актами, взносы по государственному социальному страхованию не начисляются.

К указанной выплате относится материальная помощь на оздоровление, оказываемая работникам при предоставлении трудового отпуска в соответствии со статьей 182 Трудового кодекса Республики Беларусь. Иные «по названию» выплаты на оздоровление (единовременная выплата, пособие, денежная помощь и др.) указанным пунктом Перечня не предусмотрены.

Учитывая вышеизложенное, на сумму материальной помощи на оздоровление когда в локальных правовых актах работодателя (коллективном договоре, соглашении), трудовом договоре (контракте) будет предусмотрена именно материальная помощь на оздоровление, а не другие формулировки выплат (единовременная выплата, пособие на оздоровление и др.) и установлен порядок выплаты (ежемесячно, ежеквартально, при предоставлении одной из частей отпуска) обязательные страховые взносы не начисляются.

Воложинский райотдел  Миноблуправления ФСЗН


Последствия выплаты зарплаты «в конвертах» и неуплаты обязательных страховых взносов

Серьезным нарушением в деятельности субъектов хозяйствования является выплата заработной платы без отражения в бухгалтерском учете организации - заработная плата «в конвертах».

Как наниматели, так и получатели такой заработной платы становятся участниками теневой экономики, причиняя ущерб не только государству, но и самим себе.

Получая  заработную плату «в конверте», с которой не уплачены обязательные страховые взносы в бюджет фонда,  работник лишается определенных социальных гарантий. Это относится как к выплате пособий по временной нетрудоспособности и беременности и родам, так  и назначению пенсии. Указанные выплаты исчисляются из заработной платы, отраженной в бухгалтерском учете организации (официальной заработной платы), с которой уплачены обязательные страховые взносы.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 мая 2021 г. №112-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» с 19 июня 2021 г.  введена уголовная ответственность за уклонение от начисления и уплаты обязательных страховых взносов (статья 2433 Уголовного кодекса), в том числе связанная с выплатой заработной платы «в конвертах».

Уголовная ответственность предусмотрена исключительно за доказанные умышленные действия, связанные с неуплатой обязательных страховых взносов, при условии, что сумма неуплаченных платежей превышает крупный размер - 2,5 тыс. базовых величин ( в настоящее время -72,5 тыс.рублей).

Статьей 12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц организаций за неуплату, неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

Наниматели! Исключите риски уголовной и административной ответственности - начисляйте обязательные страховые взносы в соответствии с законодательством на все выплаты, произведенные своим работникам,  и перечисляйте их своевременно и в полном объеме в бюджет фонда!

Работающие граждане! Не соглашайтесь на выплату заработной платы «в конвертах», отстаивайте свои права на социальную защиту. Помните, что работая на